Поездка одного дня в древний Переяслав-Хмельницкий подарила много приятных впечатлений и открытий. Это один из самых древних городов Украины. Переяслав-Хмельницкому уже более 1100 лет. Основанный Владимиром Великим, он был столицей могущественного Переяславского княжества. Здесь Богдан Хмельницкий в 1654 году созвал Совет и принял решение об объединении территорий Войска Запорожского с московским царством. После Второй мировой войны к названию города Переяслав, было добавлено Хмельницкий.
Теперь это небольшой городок на берегу Днепра известный в Украине как город музеев. Ведь в Переяславе-Хмельницком находится более 25 музеев. Все музеи входят в состав Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав». Большинство музеев размещены на территории Музея народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья, он также является частью заповедника. Это очень познавательный и уникальный музей под открытым небом. Я с сыном Антоном с удовольствием его посетили. Поделюсь с вами впечатлениями и полезной для путешественников информацией о музее.
Приглашаем на Авторские туры Богуславщиной: Богуслав — город вдохновения. Туры, экскурсии.
Как добраться до Переяслава-Хмельницкого
Город находится равноудаленно от ближайших областных центров. Расстояние от Киева около 90 км.
Расстояние от Черкасс примерно 100 км.
В Переяслав-Хмельницкий мы ехали из Богуслава через Канев. Переезжали живописный Днепр.
Доехать в Переяслав-Хмельницкий можно:
- Общественным транспортом: из Киева, Черкасс в Переяслав-Хмельницкий курсируют рейсовые автобусы.
- Автомобилем. По достаточно хорошей дороге на автомобиле от Киева или Черкасс через 1 час 30 мин. вы будете на месте.
Где остановиться в Переяслав-Хмельницком:
Забронировать жилье в городе можно по этой ссылке:
Как забронировать отель в Букинге читайте в нашей статье:
Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья.
Это первый в Украине музей под открытым небом. Начал строиться еще в 1964 году. Занимает на Татарской горе площадь около 25 га. В музее воссоздан быт разных эпох — от жилья позднего палеолита (каменного века) до домов конца XIX в. Основная тематика музея — это быт Среднего Приднепровья, региона где расположен Переяслав-Хмельницкий. Всего здесь собрано почти 300 уникальных объектов: 122 памятника архитектуры, 20 дворов с домами, мастерские, около 30 000 ценных исторических, бытовых, культурных экспонатов. Интересно было увидеть как жили различные слои населения тех времен.
Территория музея под открытым небом очень живописна. Все домики и дворы ухожены. Вокруг яркие цветники, огороды, сады. Как будто хозяева на минуту покинули свое жилье. Все сделано с заботой и душой, по народным традициям. Настоящим украшением Переяславского музея архитектуры и быта стали два искусственных пруда и замечательный дендропарк.
Мы уже ранее побывали в Музее под открытым небом в Пирогово в Киеве. Похожий музей видели также в Венгрии, читайте об этом в статье: Поездка в город мастеров Сентедре и Сканзен — колоритный этнографический музей Венгрии. Интересно было их сравнить.
График работы Музея под открытым небом и цены на входные билеты.
Приехали в музей утром, одними из первых, поэтому очереди не было. Музей находится в нескольких километрах до Переяслава, если ехать со стороны Черкасс. Адрес: Переяслав-Хмельницкий, ул. Летописная, 2. Работает ежедневно с 10-00 до 17-00. Акутальную информацию смотрите на сайте —http://www.niez.com.ua/ Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав».
У входа висят два стенда с режимом работы, ценам и планом музея. Стоимость входа в Музей под открытым небом для взрослого — 30 грн, для ребенка — 15 грн. На территории музея есть много других небольших музеев. Музей Хлеба, музей космоса и еще 11 различных музеев. Чтобы попасть в эти музеи нужно купить отдельный билет, стоимость достаточно символическая — 10 грн — взрослый и 5 грн — детский билет.
Музей под открытым небом. Путешествие во времени.
В музее под открытым небом очень интересно и познавательно. Ты словно переносишься в прошлое и путешествуешь во времени. Осмотр начинается со зданий и стоянок позднего каменного века, затем переходим к домикам времен Киевской Руси. Обычаи, традиции украинского народа можно узнать в экспозиции сел Среднего Приднепровья XVI — XIX века.
При входе в музей — памятники скифских племен, VI-IV тысячелетия до н.э. Каменные столбы и саркофаги были найдены на месте захоронения умерших.
А вот в этой избушке времен Киевской Руси (XI в.) можно увидеть как жили бедные люди в древности. Оригинальной является конструкция дверей на деревянной оси.
В печи не было дымохода. Топили «по-черному». Весь дым выходил внутрь дома, поэтому приходилось довольно часто проветривать жилье. От этого зимой жители страдали от холода.
Когда-то в дохристианские времена дома в прямом смысле привязывали к дереву. Ствол служил опорой для здания и крыши. От этого строение становилось крепче и более выносливец к различным природным явлениям.
Со временем появилась традиция, дом должен быть огражден по кругу. Это считалось оберегом. Для защиты от всего злого строился высокий частокол, на воротах с запором крепились различные знаки. Вот так выглядела усадьба жителя древнего Киева X века.
Внутри двора Усадьбы — дом из сруба и хозяйственные постройки.
Уже в те времена появилась традиция строить жилье из двух частей: сени и хата. В сенях хранились орудия труда, верхняя одежда и обувь. Сени не давали остудить дом в зимние морозы. В хате уже появился дощатый пол.
XVI-XIX века представлены типичными для Приднепровья сельскими дворами и домами с отделкой и интерьером. Есть здесь дома семей различных по доходам (богатых, середняков и бедных), семей различных по профессиям (жилье гончара, знахарки, бондаря, ткача, священника, олейника).
Вот дом гончара, такой беленький, нарядный. Рядом цветник и огород, который с заботой обрабатывают работники музея.
По обустройству помещения видно, что хозяин — гончар. Ведь везде есть его изделия. Одни готовы к продаже, другие должны еще обрабатываться в печи.
А это дом повитухи. Чем-то напоминает домик Бабы-Яги на курьих ножках, как его описывали в народных сказках. И действительно, повитуха была одной из самых важных жителей села. Она единственная, кто принимал роды у женщин, имела способности к лeчению больных, знахарству, знала травы и обычаи.
На территории музея воспроизведено много церквей, которые сюда привезли из разных уголков Приднепровья.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — уникальный памятник козацких времен. Была построена на территории Белоцерковского староства в с. Острийки, в 1606 году. Это самая первая культовая достопримечательность Музея народной архитектуры и быта. Ее нашли ученые в запущенном состоянии, ведь этот уникальный козацкий храм использовался в советские времена как зернохранилище. В 1967 году Покровскую церковь демонтировали, перевезли в музей и реставрировали.
Рядом — старинная трехъярусная колокольня XVIII века. В 1970-х годах ее перевезли в Переяславский музей под открытым небом из села Бушево Рокитнянского района, что всего в 30 км от нашего Богуслава. Рядом с церковью козацкое кладбище. Конечно, здесь никто не похоронен. Но каменные и деревянные кресты настоящие. Они привезены в музей из кладбищ XVIII в, разрушенных во время строительства Каневского водохранилища, когда затапливали старинные деревни вдоль берега Днепра.
А это уникальная Церковь Святого Георгия из села Андруши. Ее рисовал Тарас Шевченко.
Вот рисунок Тараса Шевченко «Верби в Андрушах», где за ивами видно именно эту церковь.
Так в XIX веке жил зажиточный крестьянин-промышленник. Его двор имел несколько сараев, маслобойню, кладовую, погреб. Все здания привезенные из разных деревень Приднепровья.
Интерьер усадьбы зажиточного крестьянина-промышленника.
Дом кожевника — крестьянина, занимавшегося обработкой кожи. Дом состоит из трех частей: жилая хата, сени и деревянная кладовая -«комора» с различной хозяйственной и професиональной утварью.
А вот так выглядел шинок XIX века. Шинок перевезен из с. Рудяки Переяславского уезда (теперь Бориспольский р-н). Обычно его строили на въезде в село или около людных мест — возле церкви, базаров, мельниц. Интересно, что шинки пользовались популярностью еще со времен Киевской Руси. Во времена козачества их владельцами были старшины, с XVIII в. на владение шинком имели право монастыри, помещики и государство, а с XIX в. государство стало единственным монополистом. Шинкари — люди, которые арендовали шинок у владельца. Обычно это быао неуважаемая работа, ею занимались евреи или украинские женщины.
Если бы такой шинок существовал в наше время, то на его дверях (кроме нарисованных кружки и двух рюмок) видимо была бы табличка «24 часа». Горилку можно было приобрести даже ночью. Для этого у дверей сделано маленькое узкое окошко. В части здания слева от входа жила семья шинкаря, а справа — была «буфетная».
В отдельной комнате — «буфетной», за кружкой медовухи или рюмкой горилки мужчины делились сельскими новостями))
В кладовой хранились запасы алкогольных напитков. Здесь можно увидеть самогонный аппарат начала XX века. Интересно, что в шинках водку не гнали. Все виды алкоголя производились их владельцами на винокуренных заводах. Самогоноварение в селах появилось после октябрьского переворота, в 1917-1918 годах.
Вот так раньше выглядил базар, правда и сейчас в некоторых наших селах он так же выглядит. Разве что немного современнее.
А когда на воротах был изображен петух, или выставляли его статуэтку, это означало, что в этом доме будут вечерницы. На них «мОлодежь и пОдростки» отдыхали, знакомились, развлекались. Обычно для этого снималась отдельная хата, чаще всего дом вдовы.
Также интересно было увидеть, как выглядели оборонительные здания. Это Козацкая залога XVII века. Такую крепость строили на границах государственных или козачьих территорий. Она была окружена частоколом с бойницами и высокими башнями, рвом и острыми кольями. Внутри размещалась конюшня и жилье козаков. С помощью специальных знаков, огня и дыма, которые зажигались на Сторожевой башне залога, воины извещали соседние крепости о приближении врага.
Сторожевая башня козацкой залоги.
Музей «Почтовая станция Переяславъ «размещен в доме богатого Переяславского мещанина XIX в. Почтовая станция принадлежала государству. Основные ее функции — пересылка корреспонденции, денег, посылок и перевозка пассажиров. Станция «Переяславъ» была важным пунктом на пути в Киев. Здесь путники отдыхали, меняли лошадей.
И снова немного древнейших экспонатов. Древнее раннеполовецкое святилище, которому более 800 лет.
И в завершение, на территории Музея народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья представлена разнообразная техника начала XX века. Это и тракторы, автомобили, самолеты.
Музей очень интересный, я показал малую долю того, что мы увидели. Мы советуем его посетить. Для этого стоит специально приехать в Переяслав-Хмельницкий. Тем более, что он недалеко расположен от Киева и Черкасс. Этот музей нам больше понравился, чем Пирогово в Киеве. Он какой-то более душевный, здесь представлено больше исторических эпох. Создается впечатление, что совершил путешествие во времени.
По дороге домой мы не могли пропустить г. Канев, а именно такую достопримечательность как Чернечую гору (Тарасову гору). Здесь в 1861 году был похоронен Тарас Григорьевич Шевченко. Отсюда открываются просто завораживающие виды на Днепр. Но сначала нужно подняться на гору по этим ступеням.
Величественный Днепр с Тарасовой горы.
«Здається – кращого немає нічого в Бога, як Дніпро та наша славная країна» (Т. Шевченко).
“Меж горами старий Дніпро,
Неначе в молоці дитина,
Красується, любується
На всю Україну”. (Т. Г. Шевченко).
Могила Тараса Григорьевича Шевченко.
Здание музея Тараса Шевченко. Мы несколько лет назад его посещали во время семейной поездки в Канев и были разочарованы. После реконструкции его сделали слишком современным. Везде много экранов, мониторов, репродукций. Они стали основой, а должны были бы просто дополнить музей. А вот оригинальных картин Шевченко, личных вещей в обновленной экспозиции представлено очень мало. По моему мнению, музей потерял душу и эпоху Шевченко.
А так выглядит музей внутри.
Вокруг очень уютный парк. В тени деревьев приятно наслаждаться прогулкой.
«Тарасова світлиця» — это первый музей, посвященный жизни и творчеству Тараса Шевченко. Здесь жил Иван Ядловский — смотритель могилы Тараса Шевченко. Он лично знал Шевченко и после его смерти ухаживал за могилой Кобзаря почти 50 лет.
Наш экскурсионный день подошел к концу. За такое короткое время мы узнали много нового об украинских традициях и обычаях, об истории родной страны, о людях и их быте. В Украине есть много замечательных мест для поездок! Путешествуйте с удовольствием!
Ярких Вам впечатлений!
Спасибо за интересную поездку Богуславскому гуманитарному колледжу им. И.С. Нечуй-Левицкого.
Идеи путешествий по Украине. Делимся опытом:
=== Поездка одного дня. Родина Тараса Шевченко и вовсе не французский Шампань
=== Достопримечательности Умани. Летний и осенний шарм Софиевки
=== Львов за один день. Аромат кофе, шоколада и очарования.
=== Мукачевский замок «Паланок»: как добраться, история, легенды, фото.
Коментарі (0 ком.)
Узнайте, как обрабатываются данные комментариев.